Главная » Статьи » Любовь и Жизнь |
Родители никогда не заставляли нас с братом что-то делать. Но само собой получалось, что в саду мы с Сережей обнаруживали себя на вишневых деревьях с жестяными банками, болтающимися на шеях – каждый на своей вишне вносил вклад в будущее варенье и компот. Или мама начинала перебирать рис для плова, и я подсаживалась к ней помогать, а заодно и поговорить. Папа с Сережкой мастерили планшеты из деревянных реек, а я писала с помощью трафаретов текст для плаката о Лермонтове, который потом кнопками крепился к планшету и висел на стене в мамином литературном кабинете. Так естественно, без принуждения оказывалось, что мы принимали участие в общих делах. Сейчас я понимаю: мы друг другу помогали, хотя и не думали об этом. Нам просто было интересно вместе. Интерес, как золотой ключик, открывает перед ребенком двери, которые, как нам кажется, он открывать не захочет. Что привлекательного в уборке игрушек, мытье пола или вытирании пыли? Но мы забываем, что больше всего на свете дети любят быть с родителями, копировать наше поведение. И наша задача – сделать так, чтобы детям при этом еще и нравилось нам помогать. Естественнее всего это сделать в мире, который не делится на два полушария – детское и взрослое, а в котором все существуют в одном пространстве, и дети с младенчества такие же участники всего происходящего, как и родители. Разрешите детям помогать Годовалый ребенок, недавно научившийся ходить, уже стремится осваивать пространство по-взрослому: мыть посуду, забравшись на стул, выбрасывать мусор в корзину, протирать мебель подвернувшимся под руку носовым платком. Тем самым он повторяет наши ежедневные привычки. Так позволим же ему это делать! Вот примерный список посильных дел, которые двух- и трехлетние малыши с готовностью выполняют: - поливать растения; - раскатывать скалкой тесто для пирожков, пиццы, вареников, смешивать ингредиенты для жидкого теста; - вырезать печенье фигурными формочками; - мыть машину; - перемешивать салат (выбирайте для салата большую миску); - складывать продукты в тележку в магазине; - мыть фрукты и овощи; - пересыпать в банки крупу и сахар. Поначалу это можно делать столовой ложкой, а по мере возрастания аккуратности доверить пересыпание из емкости в емкость. - относить испачканную одежду в корзину для стирки; - подавать распечатанные на принтере бумаги; - мыть игрушки после прогулки; - ставить посуду в раковину после еды; - подметать; - сажать на даче горох, редис и другие овощи, которые можно бросать в лунки; - собирать урожай. Чаще всего эти дела требуют присутствия взрослого рядом, но в том и удовольствие для ребенка, что его действия не отделены от общения с родителями. Да и приучать к труду проще всего с того, что ребенку нравится. Так обязанности могут превратиться в традиции и подросшим ребенком восприниматься иначе, чем неприятная повинность. Дети постарше могут выполнять более сложные задания: - ухаживать за домашними животными, насыпать им корм, наливать воду, расчесывать и гулять; - заправлять постель; - накрывать на стол; - наливать сок и воду, раскладывать по тарелкам не горячие блюда; - убирать мусор на дачном участке; - в магазине вычеркивать из списка покупок сложенные в тележку товары; - разбирать сумки и пакеты с купленными продуктами; - мыть небьющуюся посуду; - выбирать себе одежду на день. Очень важно не критиковать детские начинания. Доверить ребенку сделать все так, как он хочет и как у него получится. При необходимости подсказать, предложить свою помощь. Все умения приходят к человеку постепенно, а одна только фраза «Снова за тобой все нужно перемывать» отбивает охоту к делу на всю жизнь. Хвалите детей, это самые нужные для них слова с детства и на всю жизнь. Обучающая помощь Если подойти к вопросу с выдумкой, элементарная помощь в быту может послужить и развивающим моментом. Вот несколько идей, как, помогая, можно еще и научиться чему-то. - сортировать одежду перед стиркой по цветам и соотношению светлое/темное; - подбирать носки по парам после стирки; - при уборке игрушек посчитать, сколько кукол уместится на полке и сколько мягких игрушек войдет в корзину; - разгружая посудомоечную машину, посчитать, сколько тарелок, вилок, ложек стали чистыми; - раскладывать столовые приборы по секциям; - подавать инструменты, запоминать их названия и как ими пользоваться. Поощряйте самостоятельность Дети преисполнены гордости, когда им дают поручения. Только поручения должны быть конкретными. Не «убери игрушки», а «нужно собрать все машины в ящик». Слова «я –сам!» звучат из детских уст уже с 2-3 лет. И вот что можно сделать, чтобы ребенок понимал, что самостоятельность – это всегда плюс. - повесить ребенку свои крючки для полотенца и одежды, чтобы ему удобно было их вешать: - по возможности сделать легким вход в ванную и туалет, чтобы ребенок каждый раз не звал вас на помощь; - не стремиться сделать все раньше детей: они и сами могут поднять уроненное на пол печенье или вытереть пролитую воду; - показать, как правильно расставлять продукты в холодильнике. Так ребенок будет знать, где взять тот или иной продукт, чтобы перекусить; - не торопиться с одеванием. Конечно, мама и папа оденут и обуют малыша в разы быстрее, но и процесс обучения навыкам самостоятельного одевания в таком случае может затянуться на год-другой; - окунать детей в простую среду – походы, дачную жизнь, где нет современной техники, приходится стирать вручную, мыть посуду в реке с песком, ставить палатку, собирать ветки для костра. Это обучит детей непривычным для городских жителей навыкам и даст незабываемое ощущение причастности к интересному делу, в котором они могут быть еще и полезны. Лена Чарлин
| |
Просмотров: 603 | |
Всего комментариев: 0 | |