Главная » Статьи » Любовь и Жизнь

Я смогу!
image flag here Я смогу!
Маленькая девочка уверенно вошла в помещение музыкальной школы города Чоп. - Я хочу у вас заниматься! Удивленные преподаватели смотрели на девочку не в силах сдержать улыбки. Девочку не отослали за родителями, не отмахнулись от нее с извечным взрослым «не до тебя сейчас». 

- Ну что ж. Давай послушаем… Тебя, кстати, как зовут?
- Меня зовут Вика. Вика Рацюк! – отчеканила девочка.
И Вику прослушали. Она чисто интонировала и впечатление создала вполне благоприятное. 
- Очень хорошо. Приходи завтра с родителями. Можешь считать, что ты зачислена.

Теперь девочке оставалось лишь поставить родителей перед фактом – «Я зачислена в музыкальную школу. Оплатите обучение!» 
Вика вприпрыжку побежала назад. Туда, где заканчивался «тихий час». Туда, откуда она благополучно сбежала сорок минут назад. В детский садик. И было Вике всего 6 лет…

…Как-то раз в садике Вика увидела пианино. И стала изводить маму:
- Купи!
Мама, естественно, списала это желание дочери на обычную детскую прихоть. У скольких из нас были в детстве гитары, барабаны и горны? Вспомните, спустя какой промежуток времени вы забрасывали подальше то, о чем мечтали. Спустя совсем короткий промежуток времени, верно? А пианино – это серьезная покупка. И родители отнеслись к просьбе дочери так, как отнеслось бы к подобной просьбе обычного ребенка подавляющее большинство родителей. Да только Вика была не совсем обычным ребенком…

Она бредила игрой на пианино, она часто сидела на полу перед диваном, и пальцы ее бегали по воображаемым клавишам. Девочка давала настоящие концерты, она видела многотысячную аудиторию, слышала восторженные крики «браво!» и с благодарностью принимала букеты прекрасных цветов. И пускай диван не издавал абсолютно никаких звуков. Они рождались в голове Вики. Как-то мама зашла в детскую поздно вечером и увидела картину, поразившую ее до глубины души. Спящая Вика… музицировала! Мама попросту испугалась тогда, и через неделю в квартиру внесли пианино…

…В третьем классе Вика неожиданно бросила музыкальную школу. Мама, всегда мечтавшая, что дочь пойдет по ее стопам и станет врачом, была крайне удивлена таким поступком дочери. Видя, как девочка относится к музыке, с каким усердием и желанием учится, она понимала, что на подобный шаг та пошла неспроста. Вика долго не объясняла причину своего решения.
- Я туда больше не пойду!
Потом молча закатала рукава свитера. Все руки выше кисти были в синяках. 
- Кто? – спросила мама.
- Учительница, - ответила Вика.

Преподавательницу, бившую по рукам детей, из музыкальной школы уволили. Если бы не Вика, неизвестно сколько бы еще продолжались экзекуции. А девочка вернулась в четвертый класс по классу фортепиано и начала учебу заново…

…Посещая две школы – общеобразовательную и музыкальную, Вика занималась еще в секции баскетбола (являясь самой низкой в команде, обладала снайперским попаданием) и легкой атлетикой. Мама, видя насколько дочь устает, сказала как-то:
- Вика! Выбирай. Или спорт, или музыка.

Девочка выбрала музыку. Но «на носу» было первенство по баскетболу. И если она не пришла бы, то подвела бы свою команду! Что делать? Вика нашла выход. Она отправилась выносить мусор на улицу и, спрятав в кустах ведро, со всех ног побежала на соревнования. Ее команда выиграла…

- Зачем тебе это нужно? – мама Вики искренне удивлялась.
Как можно не понимать очевидных вещей? Ей надо поступать в медицинское училище, но никак не в музыкальное! 
- Я решила! – ответила Вика.
- Вика… - мама говорила мягко, спокойно. Она ни разу за всю жизнь не повысила на дочь голоса и всегда уважала ее мнение. Но кому из родителей не хочется, чтобы ребенок пошел по его стопам?
- Я поступаю в училище, - дочь была настроена решительно.
- В мед?
- В муз! 
- Хорошо. Все равно не поступишь! Только, если нет, то на следующий год поступишь в мед. Договорились? – мама улыбалась.
- Договорились, - кивнула дочь. 
Она была в абсолютно уверена в своих силах и не сомневалась, что учиться на хирурга ей никогда не придется…

…На факультете хорового дирижирования Виктория училась под началом очень строгого преподавателя, славившегося тем, что ждать от него спуска было бессмысленно, невзирая ни на возраст, ни на пол. Строгий преподаватель очень быстро разглядел в красивой девушке несомненный талант. Но кое-что не давало ему покоя на протяжении всех четырех лет Викиного обучения:

- Вы очень способны и талантливы. Плюс к этому, вы красивы. И будет очень печально, если вы выскочите замуж и переведетесь из нашего музыкального училища в институт семейного счастья, и карьере вашей наступит конец. Перспективы у вас, несомненно, блестящие. Не торопитесь с замужеством…
Вике было смешно слышать подобное. Недостатка в поклонниках она никогда не испытывала, но замужество – шаг серьезный, а человека, который полностью отвечал бы ее запросам, она пока не встретила. 

…На первом курсе училища преподаватель как-то раз повысил на Викторию голос. Она встала, прошла через весь класс к двери и вышла, хлопнув последней изо всей силы. Спустя неделю девушка появилась в училище, ее разыскал преподаватель и попросил зайти.
- Виктория, вы понимаете…
- Нет. Я не буду терпеть унижения повышением тона. Я воспринимаю критику только в нормальной форме…
После этого за все четыре года обучения на нее никто ни разу не повысил голоса…

…На третьем курсе Вика посмотрела фильм-оперу Дзеферелли «Травиата». Фильм настолько потряс ее, что девушка решила – «когда-нибудь я сама исполню партию Виолетты!» Она пошла на уроки по вокалу. Преподаватели отметили, что девушка обладает хорошим драматическим сопрано и охотно взялись с нею заниматься. Плюс к этому было составлено письмо в Министерство культуры, в котором преподавательский состав Ужгородского музыкального училища просил разрешения студентке Рацюк Виктории учиться одновременно на двух факультетах – дирижерском и вокальном. Министерство дало ответ – «отказать». Мотивировало тем, что подобное обучение «будет слишком дорого стоить для государства». Перед девушкой встал выбор – или дирижирование, или вокал. Первого сентября преподаватель факультета дирижирования посмотрел на Викторию исподлобья:
- Быть или не быть? – замогильным голосом произнес он. 
- Быть… - ответила Вика, выдержав паузу.

…Вика с отличием окончила музыкальное училище и поехала покорять столичную консерваторию. Удивлению ее не было предела, когда она обнаружила, что ее здесь не очень-то и ждали. Вика впервые в жизни столкнулась с предвзятым отношением к женщинам. 
- Видите ли, - поведал ей один из умудренных «знатоков», - дирижерский факультет – мужской по определению. Так уж исторически сложилось…
- То есть, приемную комиссию в первую очередь интересует мой пол, а не мои профессиональные навыки? – Виктория привыкла выражать свои мысли прямо, без обиняков.
Ответом на ее вопрос была неудовлетворительная оценка на экзаменах по сольфеджио. Этого не могло быть даже теоретически, но это произошло… 

…И отправилась Виктория по распределению в далекое село, куда птицы не долетали, но где имелась музыкальная школа. И спустя совсем небольшой срок произвела там новая преподавательница настоящую педагогическую революцию. Она поставила перед директором школы условия. Необходимы магнитофон и пластинки. Добилась. Она сделала так, что ученики стали ждать ее уроков, как праздника. Родители детей боготворили молодую учительницу, дети – души в ней не чаяли. 

Как-то раз к ней привели мальчишку, обладающего абсолютным слухом, но напрочь лишенного вокальных данных. Необходимо было найти систему обучения, позволившую бы помочь талантливому ребенку начать петь. И Вика нашла систему. Она предложила ребенку насвистывать вместе с ней песни! Спустя год мальчик пел октаву. Виктория ездила в Ужгород для того, чтобы поддерживать форму. Она и не думала сдаваться и точно знала, что на следующий год обязательно поступит в консерваторию…

…- Мне необходима характеристика, - спустя год Виктория сидела в кабинете директора музыкальной школы.
- Послушайте… - директор не находил себе места, - Останьтесь.
В голосе – мольба. В глазах – печаль.
- Мы вам дадим жилье, обеспечим всем, чем нужно. Вы не пожалеете!
- Мне нужна характеристика, - повторила Вика.
- Хорошо… Если так, то я дам вам такую характеристику, что вас не то, что в консерваторию, вас и в тюрьму не примут! – победно произнес директор.

Он смотрел в глаза девушки в надежде увидеть в них испуг или смирение. Увидел – усмешку.
- Ну что ж… Я сделаю так, что вы не будете директором школы.
И столько в словах девушки было уверенности и спокойствия, что директор дрогнул. Ему вовсе не хотелось терять такой «клад», но он написал характеристику. И, стоя вместе с родителями учеников на вокзале, директор едва сдерживал слезы, прощаясь с Викторией, спешащей навстречу своей мечте… 

…Она поступила несмотря на сумасшедший конкурс. Несмотря на слова многих о том, что «это не женский факультет». Несмотря на сильнейшую конкуренцию со стороны мужчин, ведущих себя зачастую не совсем «по-мужски». Она радовала преподавателей удивительной работоспособностью и училась с интересом и азартом. С настоящим азартом Виктория постигала новое, впитывала знания, как губка, и совершенствовалась профессионально. 

На стипендию прожить было достаточно трудно, поэтому девушка параллельно работала на канале «1+1» в должности музыкального редактора. Кстати, небезынтересным будет один эпизод, характеризирующий Викторию, как человека яркого, где-то даже авантюрного в лучшем смысле этого слова. Однажды между телекомпаниями проходили соревнования по гонкам на картингах. Вика приехала поболеть за свою команду. И, увидев картинг, попросила проехаться. После того как она сделала несколько кругов по стадиону, капитан команды ее канала подошел к девушкам, внесенным в список соревнований, и произнес:
- Выбирайте, кто из вас не будет участвовать. Сегодня едет Вика.

Из всей команды она единственная пришла первой. При том, что не тренировалась вообще. Просто ей это стало интересно, а в том, что Виктории Рацюк становится интересным, она всегда становится первой. Так уж повелось у нее с детства…

…На третьем курсе ей стал интересен факультет симфонического дирижирования. Вика проконсультировалась с преподавателем.
- Туда очень сложно поступить, Вика.
«Сложно - значит можно», - решила она. И за два дня (!) до начала набора на факультатив, начала готовиться. Обложившись учебниками, днем и ночью изучала инструментоведение, биографии композиторов, партитуры произведений. И поступила! А через несколько месяцев факультет упразднили, но через год вновь открыли! Вике пришлось поступать повторно, и на первом же экзамене ей поставили 2 балла преподаватели симфонического факультета. Мотивировка неудовлетворительной отметки «железобетонная»:
- Вы толковая девушка, но доучитесь на своем факультете, а потом поступайте сюда…

Это было бы ударом, способным свалить с ног, для кого угодно, но только не для нее. И Вика доучивается на своем первом хоровом факультете и начинает готовиться к выпускным экзаменам. Выпускной хорового факультета консерватории – это настоящий ритуал. Студенты выбирают известные произведения, после исполнения которых они с охапками цветов должны будут гордо пройти со сцены к выходу из зала. «Дирижировать известное произведение? Это слишком просто!» - решает Вика. И едет в Ужгород к вдове композитора Иштвана Мартона с просьбой дать ей рукопись мессы, которую тот написал в 1941 году и которая была уничтожена в 1942. Но осталась рукопись. О существовании этой мессы Виктория узнала абсолютно случайно, и ей безумно захотелось восстановить партитуру. Она спала по четыре часа в сутки. На протяжении пяти долгих месяцев Вика работала над восстановлением партитуры несправедливо забытого произведения. Премьера мессы стала настолько резонансным событием, что информация попала на радио и телевидение… 

…Вика держала в руках красный диплом об окончании консерватории. Казалось бы, диплом в кармане. Иди и твори. Но… Неугомонная, критически рассматривающая каждый свой шаг девушка решает, что работать над хоровыми миниатюрами – это, конечно, хорошо. Но мало. Вика испытывает какое-то жжение почти на физическом уровне. Ей хочется расширить свой кругозор. Ей хочется повысить свой профессионализм. Ей нужен масштаб! Девушка перевела дух, и… подала документы на факультет оперно-симфонического дирижирования! 
- Зачем??? – недоумевали друзья и родители.
- Потому что мне это ново и интересно! – отвечала Вика.

Поступающих было десять человек, а принять должны были лишь двоих. Вика поступила…
…- Женщина не может быть дирижером! 
Такие заявления Вика слышала не впервые, поэтому не придала значения столь резкому проявлению мужских эмоций. Класс профессора Романа Кофмана всегда отличался «школой». И именно в эту «школу» попала она, единственная особь женского пола. Приходилось много трудиться, чтобы быть достойной этого «исключения из правил». Спустя какое-то время Вика услышала, как профессор ставит ее в пример мальчишкам-студентам. Она смогла доказать, что может быть лучшей там, где изначально лучшими считались мужчины…

…На факультете студенты постигали тонкости как симфонического, так и оперного ремесла. Однажды дирижер спектакля «Травиата» Верди, уезжая на гастроли за границу, спросил Вику:
- Хочешь сдать практику по опере раньше, чем тебе положено?
- Хочу! – бесстрашно ответила девушка.
- Справишься?
- Конечно! – ответила Вика, не имеющая опыта дирижирования оперных спектаклей и идущая на безусловный риск.
За двадцать дней она выучила партитуру и совершила невозможное. Спектакль прошел блестяще…

…Вика собирала вещи. Ее, как гастролирующего дирижера, пригласили в Польшу. Выезд был назначен на понедельник, а в воскресенье раздался телефонный звонок.
- Виктория, у нас изменение в программе… Требуется дирижировать не первый концерт Листа, а второй концерт Шопена…
Это был шок. Практически без подготовки дирижировать в Польше произведение польского композитора – это огромная ответственность. Но отказаться – значит показать свою молодость. Вика позвонила преподавателю и обрисовала ему ситуацию
- И что ты решила? – спросил профессор.
- Я решила ехать! – ответила Вика.
- Я так и знал! – профессор рассмеялся… Партитура была выучена в поезде. Концерт прошел настолько успешно, что поляки выразили искреннее пожелание, чтобы Виктория приезжала к ним и впредь…

…Викторию пригласили в Москву продирижировать концерт с оркестром Московского Государственного телевидения и радио. Она с гордостью представила москвичам симфонические произведения украинских композиторов Л. Колодуба и М. Скорика. Этот концерт транслировался по радио на несколько стран…

…Сегодня, окончив аспирантуру оперно-симфонического дирижирования, Виктория Рацюк преподает в Национальной Музыкальной Академии Украины оперное мастерство, а ее выпускники поют на сцене множества оперных театров мира. Оперный дирижер – одна из самых трудных форм дирижирования. Опера соединяет в себе пение, актерское мастерство, танец. Дирижер – раб авторского замысла и большой помощник певцам-актерам. Он невидим, его место в оркестровой яме. Но руководить действием так, чтобы было ясно сцене и оркестру, руководить так, чтобы это руководство создавало то, что эмоционально трогает зрителя до слез, согласитесь, это непросто. 

Работая оперным дирижером, Виктория столкнулась еще с одной профессией, традиционно именуемой «мужской». С профессией режиссера. В связи с этим Виктория совершила еще один шаг, воспринятый многими, как гром среди ясного неба. Она поступила на факультет режиссуры! На Украине нет человека, объединяющего две эти профессии – дирижера и режиссера. 
- Ну зачем вам это???
- Такого еще не было!
- Красивая женщина не может быть талантливой!

В прошлом году Виктория Рацюк поставила первую свою работу как режиссер и дирижер в одном лице. И огромный успех этой постановки перечеркнул все пессимистические прогнозы. Интересно отметить, что «прогнозированием» занимались исключительно мужчины. А Вика работала…

Диву даешься, откуда в молодой женщине столько энергии, сил, стремлений, любознательности, неугомонности? Все вышеперечисленные взрывные компоненты, собранные вместе, дают поразительный эффект. При общении с этой красивой, неимоверно эрудированной женщиной возникает ощущение полета. Как будто Виктория оторвана от нашей бренной земли. Как будто не замечает ни пошлости, ни подлости, ни несправедливости, которая, несмотря на иллюзию эмансипации, преследует представительниц прекрасной половины человечества. Она – свободна. И сделала себя сама. Своей энергией, своей силою воли. Своим трудом и уверенностью в том, что она сможет…
Категория: Любовь и Жизнь | Добавил: Tiier (17.08.2013)
Просмотров: 1430 | Рейтинг: 0.0/0
А вам понравилась эта тема?⇒⇒⇒⇒⇒

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]