Главная » Статьи » Истории из жизни

О раннем развитии.
image flag here О раннем развитии.
Сколько споров по поводу раннего развития! И половина не стыковок из-за того, что не определено, что считать ранним развитием. То, что большинство мам с самого раннего возраста называют ребенку предметы, формы и цвета, считают вслух, читают книжки и показывают картинки - это НОРМАЛЬНОЕ развитие. Ребенок заинтересовался - мама показала и рассказала - именно так ребенок познает мир. 

Примерами действительно раннего развития являются подходы, призванные развить у ребенка тот или иной навык раньше, чем физиологически ребенок может это делать - ползать, переворачиваться, ходить, писать и считать ДО того, как ребенок природно готов к этому.

Сейчас стало очень модно ссылаться на "после 3-х уже поздно". Однако, родители не спешат вдаваться в подробности поэтапного созревания мозга ребенка для тех или иных операций, ведь мозг и способности ребенка в 3, 6, 12, 24 месяца кардинально разнятся. И именно невнимание к законам природы в попытке ее обогнать и влечет за собой интуитивное неприятие ТАКОГО раннего развития многими мамами.

Например, дети, которых активно натаскивали на раннее ползание и ходьбу с помощью массажа, упражнений, вождения за ручки и на лямках, часто начинают ходить в 7-8 месяцев. А потом мамы думают, как уберечь малыша от падений плашмя, потому что физически тело пошло, а до адекватной координации мозг еще не дозрел. Ребенок, которого не учили специально ходить, идет позже, но падает в разы меньше, и делает это без ущерба для себя. 

Еще пример: все слышали о мелкой моторике и ее связи с мозгом. Но не все задумываются, что мелкая моторика, требуемая для письма в возрасте до 3 лет, вызывает сильнейшее перенапряжение и вредна для развития ребенка, о чем говорят многие врачи. У раннего чтения бывают последствия в виде потери интереса: буквы ребенок в слова сложить может, а развития мозга для охвата большого текста таким путем еще не достиг. Поскладывал, удовольствия не получил и бросил читать. 

Общей бедой раннего развития является прямое последствие опережения. У ребенка наступит момент, когда он ВДРУГ обратит внимание на буквы или цвета, момент, когда он захочет прочитать САМ, без мамы. Это заложено природой и определено этапами становления личности. Опережение может вести к тому, что к моменту интереса к сортерам, тот, который мама неустанно ему подсовывала, ему уже опостылел. Не обязательно, но так бывает. 

Природа мудра, и не зря человек развивается так, как развивается. Есть время собирать камни, и время их разбрасывать. Стремясь подстегнуть и опередить природу, стоит задуматься, а чего ЛИШАЕТСЯ ребенок, потому что его маме вздумалось научить его узнавать слова в 4 месяца? Какие успехи в физическом, эмоциональном, творческом развитии он должен был бы делать сейчас, вместо того, чтобы выполнять упражнения по проныриванию? Что он не успел осмыслить в тишине, потому что мама решила, что 3-х месячному самое время отправиться в кенгурухе на бэби-йогу через весь город на метро? 

Мы настолько зациклены на успехах, которые можно оценить и продать, что забываем, что ребенок развивается и когда катает машинки, и когда стучит половником по кастрюле, и когда мы не активно прыгаем вокруг него с развивающими материалами. Просто развитие бывает разное. Возможность подумать в тишине развивает не меньше, чем центр с контрастными игрушками разных фактур. Всего в меру. 

Не стоит путать удовлетворение ЕСТЕСТВЕННОГО детского любопытства и любознательности - где объем информации и сферу интереса регулирует РЕБЕНОК, с удовлетворением амбиций мамы похвастаться, как ее чадо что-то делает раньше других. 

Что плохого в таких амбициях? В них плохо то, что за грандиозным будущим, которое мама нарисовала ребенку, совсем никто не интересуется, хочет ли этого будущего сам ребенок, и чего он вообще хочет. Это во-первых. 

А во-вторых, ребенок вынужден постоянно оправдывать вложенные в него усилия и навешанные на него ожидания. А что, если после всех карточек Домана, развивающих центров, он по-прежнему не научится читать к 4 годам? Что, если, несмотря на предложенный выбор полезных занятий и развивающих игрушек и карточек, он будет предпочитать бегать кругами по комнате или часами катать машинки? Будет ли в глазах его мамы столько же гордости и любви? 

И как будет чувствовать себя ребенок, когда их там не будет? 
Когда с такого раннего возраста он уже понимает, что его любят НЕ ТАКОГО, КАКОЙ ОН ЕСТЬ.
А это, как нам известно, основа всех будущих комплексов и проблем в отношениях. 

Все как всегда сводится к главному вопросу - чего я хочу для своего ребенка. Эрих Фромм как-то сказал: «На свете мало родителей, которым бы хватило смелости и независимости беспокоиться более о счастье своего ребенка, чем о его успешности».

Развитие – это не учеба. Развитие всех психических функций, мозговых отделов, нервной системы ничего общего не имеют с обучением математике в два года. Развитие мышления – это не значит знать как можно больше фактов. Интеллект – это способность устанавливать как можно больше причинно-следственных связей, а не хранение ненужной информации. 

Развитие ребенка дошкольного возраста происходит в ИГРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ. Для успешного развития интеллекта должна развиваться фантазия. Она является залогом будущих интеллектуальных способностей. Допустим, вы ничем не занимаетесь с малышом, он не умеет считать даже до пяти и не знает геометрических фигур. Но если вы даете ему вдоволь наиграться, предоставляете возможности для творческой деятельности, то когда он подрастет, он интеллектуально обгонит своих сверстников, научившихся считать-читать-писать в два года.

Особое внимание нужно уделять сюжетно-ролевым играм – это необходимо для нормального развития ребенка. Понаблюдайте за детьми на площадках – они не умеют играть! Это значит, что фантазия ребенка не работает именно в тот период жизни, когда она определяет развитие интеллектуальных способностей будущего взрослого. К сожалению, в жизни существуют необратимые процессы. Мы никогда не сможем вернуть ребенка в этот период – дошкольный возраст. Выучить цифры и прочитать энциклопедию он успеет, а вот развитие уже перейдет на другой этап и мы не сможем что-либо изменить.

Подготовка к счету не начинается с заучивания цифр, подготовка к чтению и грамоте не начинается с заучивания букв – любым, хоть самым игровым, способом. Ребенок должен изучать мир, а не получать сведения о нем. 

Если родители усиленно развивают логическое мышление в дошкольном возрасте специальными методиками, ОНО ВСЕ РАВНО НЕ БУДЕТ ВЕДУЩИМ. Ибо так задумала природа. В дошкольном возрасте мышление образное. То есть, можно развивать то, что есть. Потому что, даже если обучать ребенка логике, знаковым системам, любым наукам – он получит сведения, запомнит их, но не будет способен к аналитическим действиям. Никакие методики не изменят законов природы, у ребенка будет слабо развито образное мышление. А ведь именно от того, как развито образное мышление, будут зависеть его дальнейшие интеллектуальные способности.

В детстве эмоциональная сфера является ведущей. Это верно и в отношении мышления: ребенку необходима радость собственных открытий. Ему нужно задать вопрос и искать на него ответ, уметь пройти этот путь и радоваться от найденного решения. Мы же лишаем ребенка этого права: задать вопрос. А это первый шаг для исследователя – постановка проблемы. Ребенку же сразу предлагаются готовые сведения, только учи, запоминай, но – ни в коем случае! – не думай. 

Мы живем в век, когда носителей информации много, и она легко добывается. При таком развитии технологий очень странно делать упор в обучении на ЗАПОМИНАНИЕ СВЕДЕНИЙ. Выучить, запомнить, научиться делать по шаблону, вставлять в заданные рамочки. Мышление при этом, ясное дело, не затрагивается – зачем? Вся работа достается механической, непроизвольной памяти. В итоге получается маленький живой компьютер – загрузили информацию, нажали кнопку, выдал. Родители счастливы – есть, чем похвастаться перед гостями!

Основное качество мышления – креативность – формируется в игре, не в игровых методиках изучения букв и цифр, а в игре – сюжетно-ролевой, подвижной, и пр. И в творчестве (рисовании, а не закрашивании образцов, лепке своих образов, а не заполнении готовых формочек, и т. д.).
Категория: Истории из жизни | Добавил: Tiier (09.12.2013)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
А вам понравилась эта тема?⇒⇒⇒⇒⇒

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]